СП 121.13330.2019 Аэродромы. СНиП 32-03-96

СВОД ПРАВИЛ

СП 121.13330.2019 Аэродромы
AERODROMES
Актуализированная редакция СНиП 32-03-96


Дата введения: 2019-07-31


Статус: действующий

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ - ЗАО «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ», ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 января 2019 г. № 64/пр и введен в действие с 31 июля 2019 г.

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 121.13330.2012 «СНиП 32-03-96 Аэродромы»

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет


Оглавление

Введение
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Общие положения
5 Элементы аэродромов
6 Грунтовые основания
7 Аэродромные покрытия
7.1 Общие указания
7.2 Искусственные основания
7.3 Жесткие покрытия
7.4 Деформационные швы в жестких покрытиях
7.5 Нежесткие покрытия
7.6 Усиление существующих покрытий
7.7 Расчет аэродромных покрытий
7.8 Расчет жестких аэродромных покрытий
7.9 Расчет нежестких аэродромных покрытий
7.10 Расчет слоев усиления существующих покрытий при реконструкции аэродромов
8 Водоотводные и дренажные системы
9 Автомобильные дороги на аэродромах
10 Охрана окружающей среды
11 Приаэродромная территория
12 Требования по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры
Приложение А. Типы местности по гидрогеологическим условиям
Приложение Б. Дорожно-климатические зоны Российской Федерации
Приложение В. Расчетные характеристики грунтов
Приложение Г. Определение эквивалентного коэффициента постели
Приложение Д. Теплотехнические расчеты оснований на вечномерзлых грунтах
Приложение Е. Расчет оснований на пучинистых грунтах
Приложение Ж. Определение сжимающих напряжений в грунте от эксплуатационной нагрузки и собственного веса конструкции
Приложение И. Характеристики материалов аэродромных покрытий
Приложение К. Графики, номограммы и таблицы для расчета аэродромных покрытий
Приложение Л. Схемы деления покрытия аэродромов на характерные группы участков
Приложение М. Расчет искусственных оснований под жесткие покрытия из материалов, обработанных вяжущими
Приложение Н. Гидравлический расчет водоотводных систем
Библиография




Введение

Настоящий свод правил разработан с учетом положений федеральных законов от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Учтены также требования сводов правил системы противопожарной защиты, международных и европейских нормативных документов, применены единые методы определения и оценки эксплуатационных характеристик.

Свод правил разработан авторским коллективом ЗАО «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ» (руководитель темы - И.П. Потапов, д-р техн. наук Л.А. Андреева, инженеры А.В. Багинов, И.В. Музыкин, С.В. Стукалов); ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» (д-р техн. наук А.П. Виноградов, канд. техн. наук В.И. Березин, В.А. Сабуренкова, М.Д. Суладзе, Н.С. Ледовская, инженеры В.А. Коблов, Э.С. Цопанов, И.Н. Панченко, Н.А. Ромашкова-Мазова, Ю.Б. Скоробогатая, А.Ю. Бочарова, А.В. Девдариани, Н.В. Богачев); ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» (канд. техн. наук В.Н. Вторушин).



1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования к проектированию и распространяется на вновь строящиеся и реконструируемые сооружения аэродромов (вертодромов).

1.2 Требования настоящего свода правил не распространяются на проектирование посадочных площадок на судах, буровых платформах, зданиях и специальных сооружениях.



2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия

ГОСТ 7473-2010 Смеси бетонные. Технические условия

ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 9128-2013 Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия

ГОСТ 10060.0-2012 Бетоны. Методы определения морозостойкости

ГОСТ 12248-2010 Грунты. Метод лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости

ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний

ГОСТ 18105-2010 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности

ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия

ГОСТ 22283-2014 Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения

ГОСТ 23161-2012 Грунты. Метод лабораторного определения характеристик просадочности

ГОСТ 23558-94 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия

ГОСТ 25100-2011 Грунты. Классификация

ГОСТ 25584-2016 Грунты. Методы лабораторного определения коэффициента фильтрации

ГОСТ 25607-2009 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия

ГОСТ 25820-2014 Бетоны легкие. Технические условия

ГОСТ 25912-2015 Плиты железобетонные предварительно напряженные для аэродромных покрытий. Технические условия

ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием

ГОСТ 30491-2012 Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия

ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия

ГОСТ 33147-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Плиты дорожные железобетонные. Методы контроля

ГОСТ Р 56925-2016 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерения неровностей оснований и покрытий

СП 32.13330.2018 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения»

СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги» (с изменениями № 1, № 2)

СП 37.13330.2012 «СНиП 2.05.07-91* Промышленный транспорт» (с изменениями № 1, № 2, № 3)

СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»

СП 47.13330.2016 «СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»

СП 63.13330.2018 «СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения»

СП 71.13330.2017 «СНиП 3.04.01-87 Изоляционные и отделочные покрытия» (с изменением № 1)

СП 129.13330.2011 «СНиП 3.05.04-85* Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации»

СП 131.13330.2018 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология»

СП 132.13330.2011 Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования

Примечание.
При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.



3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аэродром: Участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
[4, ст. 40, пункт 1]

3.2 аэродромные покрытия: Конструкции, воспринимающие нагрузки и воздействия от воздушных судов, эксплуатационных и природных факторов.

3.3 аэродромные сооружения: Сооружения, включающие в себя грунтовые элементы летного поля, грунтовые основания, аэродромные покрытия, водоотводные и дренажные системы, а также специальные площадки и конструкции.

3.4 вертодром: Участок земли или определенный участок поверхности сооружения, предназначенный полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов. Вертодромы подразделяются на вертодромы гражданской авиации, вертодромы государственной авиации и вертодромы экспериментальной авиации.
[4, ст. 40, пункт 1.1]

3.5 взлетно-посадочная полоса; ВПП: Определенный прямоугольный участок сухопутного аэродрома, подготовленный для взлета и посадки воздушных судов (ВС); ВПП может иметь искусственное покрытие (ИВПП) или грунтовое (ГВПП).

3.6 взлетно-посадочная полоса необорудованная: ВПП, предназначенная для воздушных судов, выполняющих визуальный заход на посадку.
[5, приложение 1]

3.7 взлетно-посадочная полоса оборудованная: ВПП, предназначенная для воздушных судов, выполняющих заход на посадку по приборам.
[5, приложение 1]

3.8 водоотводные и дренажные системы: Система сооружений, предназначенных для отвода воды с поверхности покрытий и понижения уровня подземных вод с целью обеспечения необходимой устойчивости грунтового основания и слоев аэродромного покрытия при восприятии нагрузок в расчетный период наибольшего увлажнения грунтов, а также исключения аквапланирования колес самолетов при движении по ИВПП.

3.9 грунтовые основания: Спланированные и уплотненные местные или привозные грунты, предназначенные для восприятия нагрузок, распределенных через конструкцию аэродромного покрытия.

3.10 контрольная точка аэродрома; КТА: Точка, определяющая географическое местоположение аэродрома.
[5, приложение 1]

3.11 концевая полоса торможения; КПТ: Специально подготовленный прямоугольный участок в конце располагаемой дистанции разбега, предназначенный для остановки воздушного судна в случае прерванного взлета.
[5, приложение 1]

3.12 летная полоса; ЛП: Определенный участок, который включает ВПП и концевую полосу торможения, если таковая имеется, и который предназначен для уменьшения риска повреждения воздушных судов, выкатившихся за пределы ВПП, и обеспечения безопасности воздушных судов, пролетающих над ней во время взлета и посадки.
[5, приложение 1]

3.13 летное поле аэродрома: Часть аэродрома, на которой расположены одна или несколько летных полос, рулежные дорожки, перроны, места стоянок воздушных судов и площадки специального назначения.

3.14 ломкий объект: Объект, конструктивно предназначенный разрушаться, деформироваться или сгибаться в случае ударного воздействия, с тем чтобы представлять минимальную опасность для воздушного судна.

3.15 мезонеровности поверхности: Неровности, определяемые при нивелировке поверхности с шагом 5, 10 и 20 м и оцениваемые как отношение разности высот в соседних точках к шагу съемки.

3.16 место стоянки; МС: Выделенный участок на перроне, предназначенный для стоянки воздушного судна.
[5, приложение 1]

3.17 обочина: Участок летного поля, прилегающий к краю покрытия элемента аэродрома, предназначенный для предотвращения попадания посторонних предметов в двигатели ВС и струйной эрозии грунтовой поверхности, обеспечения отвода поверхностных вод с покрытия элемента аэродрома, движения спецавтотранспорта, повышения безопасности эксплуатации ВС, а также используемый при чрезвычайных ситуациях; в зависимости от функционального назначения обочина может быть с искусственным покрытием или грунтовая.

3.18 отмостка: Участок, прилегающий к краю искусственного покрытия элементов аэродрома (ВПП, РД, перрона) и обеспечивающий переход от искусственного покрытия к прилегающей грунтовой поверхности.

3.19 перрон: Определенная площадь сухопутного аэродрома, предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки и высадки пассажиров, погрузки или выгрузки почты или грузов, заправки, стоянки или технического обслуживания воздушных судов (ВС).
[5, приложение 1]

3.20 площадка специального назначения: Выделенный участок летного поля аэродрома, предназначенный для выполнения специальных видов обслуживания ВС.

3.21 полоса воздушных подходов: Часть воздушного пространства в установленных границах, примыкающая к торцу ВПП и расположенная в направлении ее оси, в котором воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку.

3.22 порог ВПП: Начало участка ВПП аэродрома, который может использоваться для посадки воздушных судов.
[5, приложение 1]

3.23 рабочая площадь: Часть аэродрома, предназначенная для взлета, посадки и руления воздушных судов, состоящая из площади маневрирования и перрона(ов).
[5, приложение 1]

3.24 район аэродрома: Часть воздушного пространства установленных размеров, предназначенная для организации выполнения аэродромных полетов, а также расположенный под ней участок земной или водной поверхности.
[5, приложение 1]

3.25 располагаемая дистанция взлета; РДВ: Сумма располагаемой дистанции разбега (РДР) и длины свободной зоны (СЗ), если она предусмотрена.
[5, приложение 1]

3.26 располагаемая дистанция прерванного взлета; РДПВ: Сумма располагаемой дистанции разбега (РДР) и длины концевой полосы торможения (КПТ), если она предусмотрена.
[5, приложение 1]

3.27 располагаемая дистанция разбега; РДР: Длина ВПП, которая объявляется располагаемой и пригодной для разбега самолета, совершающего взлет.
[5, приложение 1]

3.28 располагаемая посадочная дистанция; РПД: Длина ВПП, которая объявляется располагаемой и пригодной для пробега самолета после посадки.
[5, приложение 1]

3.29 рулежная дорожка; РД: Определенный путь на сухопутном аэродроме, установленный для руления воздушных судов и предназначенный для соединения одной части аэродрома с другой.
[5, приложение 1]

3.30 свободная зона; СЗ: Находящийся под контролем служб аэропорта прямоугольный участок земной или водной поверхности, примыкающий к концу располагаемой дистанции разбега, выбранный или подготовленный в качестве участка, пригодного для первоначального набора высоты воздушным судном до установленного значения.
[5, приложение 1]

3.31 спланированная часть ЛП: Часть ЛП, расположенная по обе стороны от оси ВПП, спланированная и подготовленная таким образом, чтобы свести к минимуму риск повреждения ВС при приземлении с недолетом или выкатывании за пределы ВПП.

3.32 уширение ВПП: Часть взлетно-посадочной полосы, предназначенной для обеспечения разворота воздушных судов.
[5, приложение 1]



4 Общие положения

4.1 Гражданские аэродромы подразделяют на классы А, Б, В, Г, Д и Е.

4.2 Класс аэродрома определяется:

  • на аэродромах, имеющих одну ВПП, - классом ВПП;
  • на аэродромах, имеющих две или более ВПП, - классом ВПП, имеющей наибольшую длину в стандартных условиях.

Стандартными условиями является сочетание следующих условий: стандартные атмосферные условия (температура воздуха +15°С, атмосферное давление 101325 Па, относительная влажность воздуха 0%), нулевое превышение над уровнем моря, отсутствие ветра и нулевой уклон ВПП.

Класс ВПП определяется длиной ВПП в стандартных условиях по таблице 4.1.

Таблица 4.1. СП 121.13330.2019

Показатель

Класс ВПП

А

Б

В

Г

Д

Е

Минимальная длина ВПП в стандартных условиях, м

3200

2600

1800

1300

1000

500

4.3 При проектировании аэродромов международных аэропортов должны соблюдаться требования настоящего свода правил, а также учитываться стандарты и рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО) [1].



5 Элементы аэродромов

5.1 В составе аэродромов следует предусматривать следующие основные элементы:

  • летные полосы, в том числе ВПП с искусственным покрытием и (или) грунтовые;
  • рулежные дорожки;
  • перроны;
  • места стоянки ВС;
  • площадки специального назначения.

При необходимости в составе аэродрома могут предусматриваться:

  • свободные зоны;
  • концевые полосы торможения.


Летные полосы

5.2 При выборе направления и расположения ЛП следует учитывать метеорологические факторы (ветровой режим, туман, дымку, низкую облачность и пр.), наличие препятствий на приаэродромной территории, направление и расположение ЛП соседних аэродромов, перспективы развития прилегающих к аэродрому населенных пунктов, рельеф местности, а также особенности зимней эксплуатации аэродрома.

Примечание.
Препятствиями считаются все неподвижные (временные или постоянные) и подвижные объекты или часть их, которые:

  • размещены в зоне, предназначенной для наземного движения ВС;
  • возвышаются над установленной поверхностью, предназначенной для защиты ВС в полете;
  • находятся вне таких установленных поверхностей и по результатам оценки представляют собой опасность для аэронавигации.