Изменение № 1
СП 149.13330.2012 Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями. Правила проектирования
УТВЕРЖДЕНО И ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 978/пр
Дата введения 2016-03-25
Наименование свода правил. Заменить слово: "возможностями" на "возможностями здоровья".
Элемент "Содержание" дополнить разделами - 13 и 14:
"13 Отделения абилитации детей раннего возраста.
14 Инженерное оборудование"
Введение. Первый абзац дополнить словами:
"и ратифицированной 3 мая 2012 г. - Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" и [5]"
Последний абзац дополнить словами:
"Авторы разработки Изменения N 1 - ООО "Институт общественных зданий: научный руководитель работы и отв. исполнитель - канд. архит. A.M.Гарнец, архит. Д.Д.Зыбина, архит. Н.В.Каспер; при участии - д-р техн. наук М.М.Мирфатуллаев, д-р техн. наук Ю.М.Глуховенко, инж. В.В.Коновалова".
Пункт 1.1 после слов "педагогической реабилитации" изложить в новой редакции:
"детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и их родителей, а также отделений абилитации детей раннего возраста при реабилитационных центрах и других учреждениях медицинского и социального обслуживания населения и образовательных организациях".
Раздел 2. Заменить обозначения:
"ГОСТ Р 51648-2000" на "ГОСТ Р ИСО 23600-2013 "Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров"
"ГОСТ Р 52875-2007" на "ГОСТ Р 56305-2014 Технические средства помощи слепым и слабовидящим людям. Тактильные указатели на пешеходной поверхности"
"СП 1.13130.2009, СП 2.13130.2012, СП 5.13130.2009, СП 118.13330.2012. Наименование дополнить словами: "(с Изменением N 1)"
"СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Наименование дополнить словами: "(С изменениями)";
раздел дополнить ссылками:
"ГОСТ 12.1.004-1991 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
СП 52.13330.2011 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение"
СП 132.13330.2011 "Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования"
СП 133.13330.2012 "Сети проводного вещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования"
СП 142.13330.2012 "Здания центров ресоциализации. Правила проектирования"
СП 150.13330.2012 "Дома-интернаты для детей инвалидов. Правила проектирования"
СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". (С изменениями).
СанПиН 2.4.1201-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации"
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Наименование дополнить словами: "(с Изменениями)"
Раздел 3 дополнить терминами и определениями:
"3.6 абилитация: Система психолого-педагогических и медико-социальных мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.
3.7 дети с ограниченными умственными или физическими возможностями (дети с ОВЗ): По ГОСТ Р 52495".
Пункт 4.1, 4.2, 8.1, 9.3: Заменить слова: "дети с ограниченными возможностями" на "дети с ОВЗ".
Пункт 4.1 дополнить абзацем:
"По функциональной пожарной опасности здания реабилитационных центров следует относить к классу Ф1.1.
Требования безопасности для МГН, не изложенные в настоящем своде правил, должны приниматься по СП 59.13330".
Пункт 4.3 дополнить ссылкой: "СанПиН 2.4.1201".
Пункт 4.5, четвертый абзац. Заменить слова: "реабилитации и реабилитации" на "абилитации и реабилитации".
Раздел дополнить пунктом - 4.6:
"4.6 Центр также может включать в себя отделение абилитации детей раннего возраста, предназначенное для комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям в возрасте от двух месяцев до трех лет с выявленными нарушениями развития (риском нарушения) и их семьям".
Раздел 5, наименование. Исключить слово: "размещения".
Пункты 5.2, 5.10, 5.12, 5.13, 5.17, 6.2, 6.8, 7.3.2, 8.5, 8.7. Заменить слово: "дети-инвалиды" на "дети с ОВЗ".
Пункт 5.4. Заменить слова: "подростков-инвалидов" на "подростков с ОВЗ, а также площадки для детей в возрасте до трех лет, при наличии отделения абилитации";
пункт дополнить абзацем:
"Игровые площадки должны включать в себя зоны или элементы для детей, с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. На площадках для детей раннего возраста необходимо предусматривать места для размещения родителей (коммуникационное пространство достаточного размера, скамьи для отдыха)".
Пункт 5.9. Исключить слова: "или галька";
после слова "трава" дополнить словами: "или амортизирующее синтетическое покрытие".
Раздел 6, наименование. Исключить слова: "реабилитационных центров".
Пункт 6.1. Перечисление 1) дополнить словами: "отделения абилитации (по заданию на проектирование)";
раздел дополнить пунктом - 6.9:
"6.9 Пути эвакуации из зданий реабилитационных центров для детей и подростков с ОВЗ следует расчитывать по установленным или апробированным методикам с учетом динамики опасных факторов по ГОСТ 12.1.004 пожара и психофизиологических возможностей детей с ОВЗ".
Пункт 8.6, таблица 10. Заменить слова: "ребенком-инвалидом" на "ребенком с ОВЗ".
Пункт 8.8 после слова: "трудоустройству" изложить в новой редакции:
"зал для проведения групповых тренингов с родителями, также желательно предусмотреть отдельный вход с улицы с холлом, гардеробной и санузлами. Ориентировочные площади основных помещений приведены в таблице 12;
таблицу 12 дополнить помещением:
Помещения
|
Ориентировочная площадь, м2
|
Зал для проведения групповых тренингов с родителями
|
30
|
Раздел 9 дополнить пунктом - 9.9:
"9.9 В отделении "Мать и дитя" предусматривают: спальные комнаты для матери с ребенком, санузлы, гостиную-буфетную, игровую. Ориентировочные площади помещений отделения (на 4 ребенка с родителями) приведены в таблице 13.
Таблица 13
Помещения
|
Ориентировочная площадь, м2
|
4 двухместные спальные комнаты (4x12) м2
|
48
|
Совмещенный санузел (унитаз, умывальник, душ или ванна) на 2 комнаты (2x6) м2
|
12
|
Гостиная-буфетная
|
24
|
Игровая
|
12
|
Пункт 10.4. Заменить слова: "умственно отсталых детей" на "детей с нарушениями интеллекта".
Пункт 12.1. Первое предложение. Заменить слово: "отделение" на: "отделение иппотерапии - лечения людей с привлечением лошадей)".
Раздел 12 дополнить пунктами - 12.12-12.17:
"12.12 Рабочее поле манежа для занятий ЛВЕ должно быть размерами не менее 20x20 м. Посадка всадников на лошадь может осуществляться только в специально оборудованных зонах, обеспечивающих безопасность занимающихся, их сопровождающих и персонала (см. 12.13-12.15 рисунок 1)
12.13 При применении выжимного устройства для посадки на лошадь необходимо устройство перед входом в манеж паддока размерами не менее 6x6 м (рисунки 1а, 1б).
12.14 При посадке на лошадь в манеже с устройством пандуса необходимо устройство специальной зоны вне рабочего поля манежа согласно с СП 19.13330 и СП 106.13330 с устройством откидных ограждений и лестницы рекомендуется для манежей с размерами поля 20x60 м.
12.15 При посадке на лошадь в манеже, для исключения перемещения лошади, применяются подъемные устройства подвесного типа (рисунок 1в)".
12.16. Примерный перечень и площади помещений отделения ЛВЕ приведены в таблице 14.
Таблица 14
Помещение
|
Ориентировочная площадь, м2, не менее
|
Примечание
|
Блок занятий ЛВЕ
|
Манеж для групповых занятий на 1-2 человек
|
600
|
Размер меньшей стороны не менее 20м
|
Раздевальная с душевыми
|
20
|
Возможно использование раздевальных отделения кинезотерапии
|
Санузлы доступные МГН (не менее 1)
|
5
|
|
Приемная-зона ожидания
|
40
|
|
Кабинет иппотерапевта
|
15
|
|
Массажный кабинет
|
по расчету
|
|
Блок содержания лошадей
|
Денники на 5 лошадей*
|
5x12
|
Не менее Зм по короткой стороне
|
Мойка для лошадей *
|
9
|
|
Солярий*
|
9
|
|
Коридор*
|
По расчету
|
Ширина не менее 2,5м
|
Кормовая с кормокухней*
|
По расчету
|
|
Амуничная’
|
12
|
|
Фуражная*
|
|
|
Тамбур
|
9
|
Глубина не менее 2.5м. ширина не менее 2.8м
|
* В соответствии с [3] .
|
|
|
12.17 При новом строительстве и реконструкции для отделения ДВЕ рекомендуется применять планировочно-функциональную модель, приведенную на рисунке 2.
Свод правил дополнить разделами - 13 и 14:
"13 Отделение абилитации детей раннего возраста
13.1 Отделение абилитации детей (ОАД) предназначено для проведения следующих мероприятий:
- разработка индивидуальных программ абилитации ребенка на основе комплексной медико-психолого-педагогической диагностики в рамках отделения абилитации или по согласованию с областной/районной психолого-медико-педагогической комиссией;
- реализация абилитационых программ, включающих в себя индивидуальные и групповые занятия междисциплинарной команды специалистов (дефектологи, логопеды, педиатры, психологи социальные работники и др.) с детьми при участии родителей;
- психолого-педагогическая, социальная поддержка семей, консультирование по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка, нуждающегося в абилитации (в том числе дистанционно и на дому);
- организация досуга, клубной работы с участием родителей.
13.2 При проектировании ОАД необходимо обеспечить его удобными коммуникационными связями с блоком отделения "Мать и дитя", в котором заданием на проектирование предусматривается проживание детей раннего возраста с родителями.
13.3 Отделения ОАД включает в себя группы помещений:
- для абилитационных занятий с детьми;
- для работы с родителями;
- административно-хозяйственные;
- входная.
Примерный состав и площади помещений отделения абилитации приведен в таблице 15.
Таблица 15
Помещение
|
Ориентировочная площадь, м2, не менее
|
I. Помещения для абилитационных занятий с детьми
|
Кабинеты индивидуальных занятий
|
кабинет индивидуальных занятий с логопедом
|
16
|
кабинет индивидуальных занятий с дефектологом
|
16
|
кабинет индивидуальных занятий с психологом
|
15
|
кабинет индивидуальных занятий ЛФК и массажа
|
18
|
Зал игротерапии с лаборантской, с зеркалом Гезелла между помещениями
|
40+8
|
Зал(ы) групповых занятий (клубное помещение) с кладовой
|
60 (30x2) +8 (кладовая)
|
Кабинеты медицинских специалистов*
|
кабинет медсестры
|
8
|
кабинет педиатра - невролога
|
15
|
кабинет психиатра
|
15
|
кабинет лор-сурдолога со звукоизолированной кабиной
|
18+8
|
кабинет офтальмолога с темной комнатой
|
18+6
|
II. Помещения для работы с родителями**
|
кабинет психолога
|
15
|
зал для проведения групповых тренингов с родителями
|
30
|
справочно-информационный кабинет
|
15
|
кабинет социально-юридического консультирования
|
6 м2/чел (не менее 12)
|
Ш. Административно-хозяйственные помещения
|
кабинет(ы) работы специалистов
|
6 м2/чел (по числу специалистов)
|
методический кабинет
|
20
|
кабинет дистанционного консультирования **
|
6 м2/чел, (не менее 8)
|
кабинет заведующего отделением
|
15
|
хозяйственное помещение
|
8
|
IV. Входная группа
|
вестибюль (с гардеробом- при наличии отдельного входа)
|
20
|
санузел
|
12
|
комната ухода за ребенком
|
8
|
колясочная
|
12
|
* По заданию на проектирование, могут использоваться кабинеты врачей-специалистов отделения медико-социальной реабилитации. ** По заданию на проектирование, могут использоваться помещения отделения психолого-педагогической помощи (служб психологической реабилитации и социальной защищенности).
|
13.4 Во всех помещениях для индивидуальных занятий должны быть предусмотрены места для размещения родителей и зона для игр на полу и двигательной активности (не менее 2 м2), рабочие места специалистов и места хранения методических материалов (в отдельных помещениях).
13.5 По заданию на проектирование, кабинеты логопеда и дефектолога могут объединяться в единое универсализированное помещение площадью не менее 24 м2.
13.6 Групповые занятия проводятся в одном (двух) помещениях площадью не менее 60 (30x2) м2, где должны быть предусмотрены стационарные или трансформируемые зоны для проведения музыкальных, логоритмических, психологических и игровых (за столиками и на полу в "кругу") сеансов, сеансов изотерапии, социально-бытовой адаптации. Наполняемость групп составляет 2-6 детей с родителями.
13.7 Помещения для занятий с детьми должны формироваться вокруг рекреационных пространств, в которых предусматриваются зоны для ожидания приема (стулья, диваны), а так же игровые зоны для детей (из расчета не менее 2 м2 на ребенка, но не менее 12 м2.).
13.8 Во всех помещениях для занятий с детьми, в санузлах, комнате ухода за ребенком должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды.
13.9 При выборе внутренней отделки и оборудования помещений необходимо учитывать требования СанПиН 2.4.1.3049.
14 Инженерное оборудование
14.1 Системы водопровода, канализации и горячего водоснабжения следует проектировать в соответствии с действующими нормативными документами.
14.2 Все помещения должны быть оборудованы системами отопления и вентиляции, обеспечивающими соответствующую температуру, влажность, очистку и обезвреживание воздуха. Кондиционирование административных кабинетов предусматривается по заданию на проектирование.
14.3 Инженерное оборудование должно быть запроектировано таким образом, чтобы при его эксплуатации выполнение установленных требований к микроклимату помещений и другим условиям обеспечивало эффективное расходование энергетических ресурсов с учетом [6], [2].
14.4 Электрооборудование рассматриваемых учреждений следует проектировать в соответствии с требованиями СП 52.13330 и [7].
14.5 Здания реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья должны быть оборудованы сетями проводного вещания (радиотрансляция), телефонами и антенными телевизионными сетями, пожарной и охранной сигнализацией, видеонаблюдением (СП 133.13330), системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ); системой оповещения и управления эвакуацией, а также фотолюминесцентной эвакуационной системой (ФЭС).
14.6 При проектировании пожарной, охранной и тревожной сигнализации и средств связи следует руководствоваться СП 5.13130, СП 132.13330 и ГОСТ 12.1.004.
Помещения для постоянного пребывания инвалидов могут быть оборудованы автономными пожарными извещателями, сблокированными с общей системой оповещения и управления эвакуацией.
14.7 ФЭС должна быть на всем протяжении пути эвакуации и иметь непрерывный маршрут до эвакуационных выходов.
Более подробно решение ФЭС изложено в СП 136.13330."
|
Рисунок 1
|
1а - Схема устройства паддока для посадки на лошадь 16 - Схема устройства пандуса при посадке в манеже 1в - Схема посадки на лошадь в манеже с использованием подвесного подъемника
|
ПЛАНИРОВОЧНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОТДЕЛЕНИЯ ЛВЕ ПРИ НОВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕКОНСТРУИРУЕМЫХ ЛЕЧЕБНЫХ ЦЕНТРАХ
|
Рисунок 2
|
Библиографию дополнить ссылками:
[5] Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов".
[6] Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности"
[7] ПУЭ Правила устройства электроустановок. Издание 7. Утверждены Приказом Минэнерго России от 20 июня 2002 г. № 242
Библиографические данные.
После слов "реабилитация детей-инвалидов" дополнить словами: "реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, абилитация".
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ключевые слова: Изменение № 1, СП 149.13330.2012 Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, Правила проектирования, действующий, статус, 2018, детский реабилитационный центр, психолого-педагогическая помощь, медико-социальная реабилитация, реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, абилитация, ипотерапия