Изменение № 1 СП 149.13330.2012 Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями Правила проектирования

Изменение № 1
СП 149.13330.2012 Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями. Правила проектирования


УТВЕРЖДЕНО И ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 978/пр


Дата введения 2016-03-25


Наименование свода правил. Заменить слово: "возможностями" на "возможностями здоровья".

Элемент "Содержание" дополнить разделами - 13 и 14:

"13 Отделения абилитации детей раннего возраста.

14 Инженерное оборудование"


Введение. Первый абзац дополнить словами:

"и ратифицированной 3 мая 2012 г. - Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" и [5]"

Последний абзац дополнить словами:

"Авторы разработки Изменения N 1 - ООО "Институт общественных зданий: научный руководитель работы и отв. исполнитель - канд. архит. A.M.Гарнец, архит. Д.Д.Зыбина, архит. Н.В.Каспер; при участии - д-р техн. наук М.М.Мирфатуллаев, д-р техн. наук Ю.М.Глуховенко, инж. В.В.Коновалова".


Пункт 1.1 после слов "педагогической реабилитации" изложить в новой редакции:

"детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и их родителей, а также отделений абилитации детей раннего возраста при реабилитационных центрах и других учреждениях медицинского и социального обслуживания населения и образовательных организациях".


Раздел 2. Заменить обозначения:

"ГОСТ Р 51648-2000" на "ГОСТ Р ИСО 23600-2013 "Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров"

"ГОСТ Р 52875-2007" на "ГОСТ Р 56305-2014 Технические средства помощи слепым и слабовидящим людям. Тактильные указатели на пешеходной поверхности"

"СП 1.13130.2009, СП 2.13130.2012, СП 5.13130.2009, СП 118.13330.2012. Наименование дополнить словами: "(с Изменением N 1)"

"СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Наименование дополнить словами: "(С изменениями)";

раздел дополнить ссылками:

"ГОСТ 12.1.004-1991 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения

СП 52.13330.2011 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение"

СП 132.13330.2011 "Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования"

СП 133.13330.2012 "Сети проводного вещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования"

СП 142.13330.2012 "Здания центров ресоциализации. Правила проектирования"

СП 150.13330.2012 "Дома-интернаты для детей инвалидов. Правила проектирования"

СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". (С изменениями).

СанПиН 2.4.1201-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации"

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Наименование дополнить словами: "(с Изменениями)"


Раздел 3 дополнить терминами и определениями:

"3.6 абилитация: Система психолого-педагогических и медико-социальных мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.

3.7 дети с ограниченными умственными или физическими возможностями (дети с ОВЗ): По ГОСТ Р 52495".


Пункт 4.1, 4.2, 8.1, 9.3: Заменить слова: "дети с ограниченными возможностями" на "дети с ОВЗ".

Пункт 4.1 дополнить абзацем:

"По функциональной пожарной опасности здания реабилитационных центров следует относить к классу Ф1.1.

Требования безопасности для МГН, не изложенные в настоящем своде правил, должны приниматься по СП 59.13330".

Пункт 4.3 дополнить ссылкой: "СанПиН 2.4.1201".

Пункт 4.5, четвертый абзац. Заменить слова: "реабилитации и реабилитации" на "абилитации и реабилитации".

Раздел дополнить пунктом - 4.6:

"4.6 Центр также может включать в себя отделение абилитации детей раннего возраста, предназначенное для комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям в возрасте от двух месяцев до трех лет с выявленными нарушениями развития (риском нарушения) и их семьям".


Раздел 5, наименование. Исключить слово: "размещения".

Пункты 5.2, 5.10, 5.12, 5.13, 5.17, 6.2, 6.8, 7.3.2, 8.5, 8.7. Заменить слово: "дети-инвалиды" на "дети с ОВЗ".

Пункт 5.4. Заменить слова: "подростков-инвалидов" на "подростков с ОВЗ, а также площадки для детей в возрасте до трех лет, при наличии отделения абилитации";

пункт дополнить абзацем:

"Игровые площадки должны включать в себя зоны или элементы для детей, с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. На площадках для детей раннего возраста необходимо предусматривать места для размещения родителей (коммуникационное пространство достаточного размера, скамьи для отдыха)".

Пункт 5.9. Исключить слова: "или галька";
после слова "трава" дополнить словами: "или амортизирующее синтетическое покрытие".


Раздел 6, наименование. Исключить слова: "реабилитационных центров".

Пункт 6.1. Перечисление 1) дополнить словами: "отделения абилитации (по заданию на проектирование)";

раздел дополнить пунктом - 6.9:

"6.9 Пути эвакуации из зданий реабилитационных центров для детей и подростков с ОВЗ следует расчитывать по установленным или апробированным методикам с учетом динамики опасных факторов по ГОСТ 12.1.004 пожара и психофизиологических возможностей детей с ОВЗ".


Пункт 8.6, таблица 10. Заменить слова: "ребенком-инвалидом" на "ребенком с ОВЗ".

Пункт 8.8 после слова: "трудоустройству" изложить в новой редакции:

"зал для проведения групповых тренингов с родителями, также желательно предусмотреть отдельный вход с улицы с холлом, гардеробной и санузлами. Ориентировочные площади основных помещений приведены в таблице 12;

таблицу 12 дополнить помещением:

Помещения

Ориентировочная площадь, м2

Зал для проведения групповых тренингов с родителями

30


Раздел 9 дополнить пунктом - 9.9:

"9.9 В отделении "Мать и дитя" предусматривают: спальные комнаты для матери с ребенком, санузлы, гостиную-буфетную, игровую. Ориентировочные площади помещений отделения (на 4 ребенка с родителями) приведены в таблице 13.

Таблица 13

Помещения

Ориентировочная площадь, м2

4 двухместные спальные комнаты (4x12) м2

48

Совмещенный санузел (унитаз, умывальник, душ или ванна) на 2 комнаты (2x6) м2

12

Гостиная-буфетная

24

Игровая

12


Пункт 10.4. Заменить слова: "умственно отсталых детей" на "детей с нарушениями интеллекта".


Пункт 12.1. Первое предложение. Заменить слово: "отделение" на: "отделение иппотерапии - лечения людей с привлечением лошадей)".

Раздел 12 дополнить пунктами - 12.12-12.17:

"12.12 Рабочее поле манежа для занятий ЛВЕ должно быть размерами не менее 20x20 м. Посадка всадников на лошадь может осуществляться только в специально оборудованных зонах, обеспечивающих безопасность занимающихся, их сопровождающих и персонала (см. 12.13-12.15 рисунок 1)

12.13 При применении выжимного устройства для посадки на лошадь необходимо устройство перед входом в манеж паддока размерами не менее 6x6 м (рисунки 1а, 1б).

12.14 При посадке на лошадь в манеже с устройством пандуса необходимо устройство специальной зоны вне рабочего поля манежа согласно с СП 19.13330 и СП 106.13330 с устройством откидных ограждений и лестницы рекомендуется для манежей с размерами поля 20x60 м.

12.15 При посадке на лошадь в манеже, для исключения перемещения лошади, применяются подъемные устройства подвесного типа (рисунок 1в)".

12.16. Примерный перечень и площади помещений отделения ЛВЕ приведены в таблице 14.

Таблица 14

Помещение

Ориентировочная площадь, м2, не менее

Примечание

Блок занятий ЛВЕ

Манеж для групповых занятий на 1-2 человек

600

Размер меньшей стороны не менее 20м

Раздевальная с душевыми

20

Возможно использование раздевальных отделения кинезотерапии

Санузлы доступные МГН (не менее 1)

5

Приемная-зона ожидания

40

Кабинет иппотерапевта

15

Массажный кабинет

по расчету

Блок содержания лошадей

Денники на 5 лошадей*

5x12

Не менее Зм по короткой стороне

Мойка для лошадей *

9

Солярий*

9

Коридор*

По расчету

Ширина не менее 2,5м

Кормовая с кормокухней*

По расчету

Амуничная’

12

Фуражная*

Тамбур

9

Глубина не менее 2.5м. ширина не менее 2.8м

* В соответствии с [3] .

12.17 При новом строительстве и реконструкции для отделения ДВЕ рекомендуется применять планировочно-функциональную модель, приведенную на рисунке 2.


Свод правил дополнить разделами - 13 и 14:

"13 Отделение абилитации детей раннего возраста

13.1 Отделение абилитации детей (ОАД) предназначено для проведения следующих мероприятий:

  • разработка индивидуальных программ абилитации ребенка на основе комплексной медико-психолого-педагогической диагностики в рамках отделения абилитации или по согласованию с областной/районной психолого-медико-педагогической комиссией;
  • реализация абилитационых программ, включающих в себя индивидуальные и групповые занятия междисциплинарной команды специалистов (дефектологи, логопеды, педиатры, психологи социальные работники и др.) с детьми при участии родителей;
  • психолого-педагогическая, социальная поддержка семей, консультирование по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка, нуждающегося в абилитации (в том числе дистанционно и на дому);
  • организация досуга, клубной работы с участием родителей.

13.2 При проектировании ОАД необходимо обеспечить его удобными коммуникационными связями с блоком отделения "Мать и дитя", в котором заданием на проектирование предусматривается проживание детей раннего возраста с родителями.

13.3 Отделения ОАД включает в себя группы помещений:

  • для абилитационных занятий с детьми;
  • для работы с родителями;
  • административно-хозяйственные;
  • входная.

Примерный состав и площади помещений отделения абилитации приведен в таблице 15.

Таблица 15

Помещение

Ориентировочная площадь, м2, не менее

I. Помещения для абилитационных занятий с детьми

Кабинеты индивидуальных занятий

кабинет индивидуальных занятий с логопедом

16

кабинет индивидуальных занятий с дефектологом

16

кабинет индивидуальных занятий с психологом

15

кабинет индивидуальных занятий ЛФК и массажа

18

Зал игротерапии с лаборантской, с зеркалом Гезелла между помещениями

40+8

Зал(ы) групповых занятий (клубное помещение) с кладовой

60 (30x2) +8 (кладовая)

Кабинеты медицинских специалистов*

кабинет медсестры

8

кабинет педиатра - невролога

15

кабинет психиатра

15

кабинет лор-сурдолога со звукоизолированной кабиной

18+8

кабинет офтальмолога с темной комнатой

18+6

II. Помещения для работы с родителями**

кабинет психолога

15

зал для проведения групповых тренингов с родителями

30

справочно-информационный кабинет

15

кабинет социально-юридического консультирования

6 м2/чел (не менее 12)

Ш. Административно-хозяйственные помещения

кабинет(ы) работы специалистов

6 м2/чел (по числу специалистов)

методический кабинет

20

кабинет дистанционного консультирования **

6 м2/чел, (не менее 8)

кабинет заведующего отделением

15

хозяйственное помещение

8

IV. Входная группа

вестибюль (с гардеробом- при наличии отдельного входа)

20

санузел

12

комната ухода за ребенком

8

колясочная

12

* По заданию на проектирование, могут использоваться кабинеты врачей-специалистов отделения медико-социальной реабилитации.
** По заданию на проектирование, могут использоваться помещения отделения психолого-педагогической помощи (служб психологической реабилитации и социальной защищенности).

13.4 Во всех помещениях для индивидуальных занятий должны быть предусмотрены места для размещения родителей и зона для игр на полу и двигательной активности (не менее 2 м2), рабочие места специалистов и места хранения методических материалов (в отдельных помещениях).

13.5 По заданию на проектирование, кабинеты логопеда и дефектолога могут объединяться в единое универсализированное помещение площадью не менее 24 м2.

13.6 Групповые занятия проводятся в одном (двух) помещениях площадью не менее 60 (30x2) м2, где должны быть предусмотрены стационарные или трансформируемые зоны для проведения музыкальных, логоритмических, психологических и игровых (за столиками и на полу в "кругу") сеансов, сеансов изотерапии, социально-бытовой адаптации. Наполняемость групп составляет 2-6 детей с родителями.

13.7 Помещения для занятий с детьми должны формироваться вокруг рекреационных пространств, в которых предусматриваются зоны для ожидания приема (стулья, диваны), а так же игровые зоны для детей (из расчета не менее 2 м2 на ребенка, но не менее 12 м2.).

13.8 Во всех помещениях для занятий с детьми, в санузлах, комнате ухода за ребенком должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды.

13.9 При выборе внутренней отделки и оборудования помещений необходимо учитывать требования СанПиН 2.4.1.3049.


14 Инженерное оборудование

14.1 Системы водопровода, канализации и горячего водоснабжения следует проектировать в соответствии с действующими нормативными документами.

14.2 Все помещения должны быть оборудованы системами отопления и вентиляции, обеспечивающими соответствующую температуру, влажность, очистку и обезвреживание воздуха. Кондиционирование административных кабинетов предусматривается по заданию на проектирование.

14.3 Инженерное оборудование должно быть запроектировано таким образом, чтобы при его эксплуатации выполнение установленных требований к микроклимату помещений и другим условиям обеспечивало эффективное расходование энергетических ресурсов с учетом [6], [2].

14.4 Электрооборудование рассматриваемых учреждений следует проектировать в соответствии с требованиями СП 52.13330 и [7].

14.5 Здания реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья должны быть оборудованы сетями проводного вещания (радиотрансляция), телефонами и антенными телевизионными сетями, пожарной и охранной сигнализацией, видеонаблюдением (СП 133.13330), системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ); системой оповещения и управления эвакуацией, а также фотолюминесцентной эвакуационной системой (ФЭС).

14.6 При проектировании пожарной, охранной и тревожной сигнализации и средств связи следует руководствоваться СП 5.13130, СП 132.13330 и ГОСТ 12.1.004.

Помещения для постоянного пребывания инвалидов могут быть оборудованы автономными пожарными извещателями, сблокированными с общей системой оповещения и управления эвакуацией.

14.7 ФЭС должна быть на всем протяжении пути эвакуации и иметь непрерывный маршрут до эвакуационных выходов.

Более подробно решение ФЭС изложено в СП 136.13330."

Рисунок 1

1а - Схема устройства паддока для посадки на лошадь
16 - Схема устройства пандуса при посадке в манеже
1в - Схема посадки на лошадь в манеже с использованием подвесного подъемника

ПЛАНИРОВОЧНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОТДЕЛЕНИЯ ЛВЕ ПРИ НОВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕКОНСТРУИРУЕМЫХ ЛЕЧЕБНЫХ ЦЕНТРАХ

Рисунок 2


Библиографию дополнить ссылками:

[5] Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов".

[6] Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности"

[7] ПУЭ Правила устройства электроустановок. Издание 7. Утверждены Приказом Минэнерго России от 20 июня 2002 г. № 242

Библиографические данные.

После слов "реабилитация детей-инвалидов" дополнить словами: "реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, абилитация".

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ключевые слова: Изменение № 1, СП 149.13330.2012 Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, Правила проектирования, действующий, статус, 2018, детский реабилитационный центр, психолого-педагогическая помощь, медико-социальная реабилитация, реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, абилитация, ипотерапия